Главная » 2011 » Август » 10 » проект пост. "Об утв. Программы развития ТРК "Дордой" и рынка Кара-Суу"/
10:08
проект пост. "Об утв. Программы развития ТРК "Дордой" и рынка Кара-Суу"/
На общественное обсуждение выносится проект постановления Правительства КР "Об утверждении Программы развития торгово-рыночного комплекса «Дордой» и рынка Кара-Суу”

Данный проект постановления разработан в соответствии с поручением Премьер-министра Кыргызской Республики Алмазбека Атамбаева, в целях создания организационно - экономических условий для дальнейшей эффективной деятельности ТРК «Дордой» и рынка Кара-Суу, повышения их конкурентоспособности в Центрально-Азиатском регионе, странах СНГ и дальнего зарубежья.

Для разработки данной программы при Министерстве экономического регулирования КР была создана межведомственная рабочая группа, куда вошли представители министерств, ведомств, бизнесс-структур и представители ТРК «Дордой».

Замечания и предложения по данному проекту постановления необходимо направлять в отдел внутренней торговли Министерства экономического регулирования по телефонам: 62-41-17, 66-25-00 или на e-mail: tradeom@mail.ru

   Благодаря либеральной торговой политике, Кыргызстан в последние годы превратился в региональный центр реэкспорта товаров из дальнего и ближнего зарубежья в страны Центральной Азии и Россию. Исследования показывают, что около 75% товаров поступивших на крупнейшие оптовые рынки страны реэкспортируется. 
   Кыргызские торговцы превосходят своих партнеров в других странах ЦА в способности закупать товары из оптимальных по цене источников, а также в определении спроса на них. Объем оптовых продаж товаров на двух крупнейших рынках Кыргызстана за границу в 2008 г. оценивался в 2,7 млрд. долл. США.
   Вместе с тем, начиная с  2008 года, наблюдается значительное замедление темпов роста торгового оборота в сравнении с предыдущими годами, рост объемов оборота торговли в 2007 году составил 15,1%, в 2006  году 14%, что почти в два раза превышает темпы роста в 2008 году. К 2010 году по независимым оценкам объем товарооборота снизился вдвое, по сравнению с предыдущими годами.
   Снижение оборота первоначально было связано с последствиями экономического кризиса, в результате которого в значительной степени пострадали потребители услуг рыночных комплексов. 
   Следующим серьезным препятствием для привычного функционирования ТРК Кыргызстана стали существенные изменения в условиях торговли связанные с формированием Таможенного союза (ТС) между Беларусью, Казахстан и Россией (БКР). С целью избежания и минимизации негативного влияния на деятельность ТРК «Дордой» и «Кара-Суу» разработана данная Программа.
   Программа действий по обеспечению  конкурентоспособности торгово-рыночных комплексов «Дордой» и «Кара-Суу» (далее – Программа) разработана  в соответствии с поручением Премьер-министра КР от 11 апреля 2011 г. №4. Ее разработка вызвана необходимостью принятия мер направленных на их дальнейшую поддержку в целях обеспечения функционирования и сохранение конкурентоспособности в Центрально-Азиатском регионе и странах СНГ.
   С позиции государства, функционирование рыночных комплексов решает задачи социального характера. По экспертным оценкам на двух крупнейших рынках Кыргызстана – «Дордой» и «Кара - Суу» напрямую задействованы около 70 тысяч человек. Следует отметить существенную роль торговли в пополнении бюджета страны.
   С объединением в Таможенный союз основных торговых партнеров Беларусь, Казахстан, Россия Кыргызской Республики (порядка 50% внешнеторгового оборота) перспективы страны как центра оптовой торговли значительно ухудшились. Причины ухудшения связаны с началом соблюдения формальных обязательств между Кыргызстаном и ТСБКР. В контексте дальнейшей перспективы рассматриваемых рыночных комплексов такие существенные изменения правил торговли приведут к снижению рентабельности поставок и вероятнее всего к их дальнейшему сокращению в объемах.
   Также, одним из существенных рисков является высокая конкурентная среда в регионе. Период товарного дефицита и малой конкуренции, давший мощный толчок развитию ТРК «Дордой» и рынка «Кара-Суу» и других крупных рынков прошел, а сопредельные страны предпринимают активные попытки по организации торговых площадок на своей территории.
   Товарные потоки (в основном они носят реэкспортный характер) можно разделить на два крупных направления. Первое направление, проходящее через северный транзитный маршрут и направленное в Казахстан и Россию обслуживается торгово-рыночным комплексом (ТРК) «Дордой». Южный транзитный поток, проходит через Ошскую область и обслуживается ТРК «Кара-Суу».
   По экспертным оценкам, в случае полной ликвидации реэкспортной торговли экономические потери оцениваются в размере около 6% от ВВП (2009). Значительны будут и возможные социальные последствия, которые в первом приближении в течение полутора-двух лет приведут к высвобождению около 15-20 тысяч  безработных, без учета иждивенцев.
   Вместе с рисками, имеющими внешний характер, существует большое количество внутренних проблем. Внутренние проблемы связаны с плохим состоянием инфраструктуры обеспечения деятельности рынков и вопросов их регулирования со стороны государства. 
   Торгово-рыночный комплекс «Дордой» расположен в пригороде к северу от г.Бишкек. По состоянию на 1 января 2009 года общая площадь, занимаемая торговым комплексом, составляет около   53 га.  ТРК «Дордой» объединяет несколько самостоятельных субъектов предпринимательства. В их состав входят отдельные универсальные оптово-розничные рынки, которые в совокупности составляют крупнейший торгово-рыночный комплекс в Центральной Азии, «питающий» другие товарные рынки региона.
   Общая численность контейнеров, установленных на территории торгового комплекса, составляет около 17 000 штук. Каждый контейнер представляет собой самостоятельную торговую точку. Собственниками контейнеров являются физические лица, непосредственно занимающиеся торговой деятельностью на ТРК «Дордой» или сдающие их в аренду предпринимателям. 
   Торговые ряды ТРК «Дордой» в зависимости от вида торговли подразделяются на оптовые, розничные и оптово-розничные. В последнее время из-за снижения объемов оптовой торговли, многие предприниматели, ранее занимавшиеся только оптовой торговлей, переориентировались на оптово-розничную торговлю.
   Ассортимент реализуемых  товаров весьма широк, начиная с запасных частей для автомобилей и строительных материалов до потребительских товаров широкого спроса, как  отечественных, так и зарубежных производителей. ТРК «Дордой» обеспечивает товарами торговые предприятия и розничные рынки во всех регионах республики. Оптовые поставки товаров с ТРК «Дордой» осуществляются в Казахстан, Россию, Узбекистан и Таджикистан.
   Торгово-рыночный комплекс «Кара-Суу» в Ошской области по размерам и объему товарооборота уступает рынку «Дордой» и является одним из самых больших рынков Центральной Азии. Его площадь составляет более 19,1 гектаров.
   Рынок объединяет 1 государственный и 18 частных мини рынков. Основным считается государственное предприятие ГП «Тураталы базары». В настоящее время за госпредприятиями закреплено 6,26 га. земельного участка и часть имущественного комплекса рынка. Госпредприятия свою хозяйственную деятельность ведут в части имущественного комплекса состоящего из 1284 торговых мест и 610 контейнеров. Общая численность контейнеров, установленных на территории рынка, составляет примерно 5061 единиц. Каждый контейнер представляет собой самостоятельную торговую точку. Собственниками контейнеров являются физические лица, занимающиеся торговой деятельностью на рынке «Кара-Суу», или сдающие их в аренду предпринимателями.
   Торговые ряды рынка «Кара-Суу» в зависимости от вида торговли подразделяются на оптовые, розничные и оптово-розничные. Как и ТРК «Дордой», из-за снижения объемов оптовой торговли, предприниматели рынка «Кара-Суу» переориентировались на оптово-розничную или на розничную торговлю. Ассортимент реализуемых товаров весьма широк, начиная с запасных частей для автомобилей и строительных материалов до потребительских товаров широкого спроса, как отечественных, так и зарубежных производителей.
   ТРК «Карасуу» ориентирован на рынки Узбекистана и Таджикистана. За последнее время, рынок значительно снизил объемы торговли ввиду ограничений на границе с Узбекистаном. Это привело расщеплению товарных потоков, транспортировка части которых проходит без аккумулирования на территории ТРК «Кара-Суу».
   Из-за отсутствия статистического учета, информация о динамике торгового оборота на ТРК «Дордой» собиралась посредством наблюдений и опроса предпринимателей. Результаты проведенных наблюдений показали значительное снижение торговой активности, начиная с IV квартала 2008 года.
   К январю 2009 года, в обследованных рядах 52% контейнеров было закрыто, 4% контейнеров были выставлены на продажу, 5% контейнеров, предлагалось для сдачи в аренду. По мнению опрошенных предпринимателей, по сравнению с прошлыми годами товарооборот,  в 2008 году снизился примерно на 40 %, против ежегодного 20-25  процентного роста в течение предыдущих трех лет.
   По данным Управления Государственной налоговой службы Кыргызской Республики по г.Бишкек, из общего числа контейнеров установленных на трех рынках, входящих в состав ТРК «Дордой», постоянно в течении 2008 года работало в среднем не более 33%.
   За 2010 год по ТРК «Дордой» выдано 88412 добровольных патентов на сумму 294,1 млн.сомов, что меньше по сравнению с 2009 годом на 11164 патентов и 37,6 млн.сомов (за 2009 год выдано 99576 патентов на 331,8 млн.сомов).
   По ТРК «Кара-Суу» за 2010 год выдано 22468 добровольных патентов на сумму 69,4 млн.сомов, что также меньше по сравнению с 2009 годом на 14658 патентов и 40,9 млн.сомов (за 2009 год выдано 37126 патентов на 110,2 млн.сомов).
   Уменьшение поступления налога на основе добровольного патента от данных ТРК связано со снижением ставки патента по ТРК «Дордой» с мая 2010 года в среднем на 20 %,  уменьшением количества предпринимателей, осуществляющих деятельность на ТРК «Кара-Суу», в связи с произошедшими  событиями в июне 2010 года и  закрытием границы с Республикой Узбекистан.
   Также существенное пополнение республиканского бюджета идет за счет  таможенных платежей (пошлина, акцизы, НДС) при таможенном оформлении товаров, ввозимых для реализации на ТРК «Дордой»
   По информации Государственной таможенной службы Кыргызской Республики, невозможно выделить из базы данных сведения о поступлениях в республиканский бюджет от проведения таможенных операций субъектам предпринимательства ТРК «Дордой». Вместе с тем данные ГТС КР по Северному региону, товарных групп 32-83 и 91-96, (потребительские товары, составляющие ассортимент реализуемой на ТРК продукции), учитывая, что большая их часть реализуется через ТРК «Дордой», могут в какой-то степени дать представление об объемах поступления в бюджет от  деятельности связанной с ТРК «Дордой».
   За годы деятельности рынки стимулировали появление соответствующей обслуживающей инфраструктуры в виде частных предприятий и подразделений государственных органов. На каждом из рынков функционируют значительное количество гостиниц, стоянок для транспорта, точек общественного питания, охранных организаций, обменных бюро, транспортные компании и т.д. 
   Основным типом транспорта на рынках является автомобильный транспорт. При этом надо отметить, что транспортная инфраструктура специальным образом не проектировалась под оптовые рынки.
   На территории рынков расположены частные:
·        парковки для машин, станции технического обслуживания, авто мойки; 
·        предприятия общественного питания, гостиницы,  радиоузлы;
·        душевые кабины,  салоны красоты, обменные и аптечные пункты;
·        филиалы коммерческих банков;
·        пункты, предоставляющие услуги международной телефонной связи и Интернет;
·        овощные мини рынки, пошивочные и обувные мастерские, камеры хранения, склады и т.д.
·        а также  на рынке действуют представители государственных служб:
·        отделение милиции;
·        пункты выдачи патентов отделения налоговой службы и социального фонда;
·        пожарные службы;
·        медпункты.
   Организацией эффективной работы рынка занимается администрация каждого мини рынка отдельно. В их функции входит предоставление предпринимателям торговых площадей и земель для аренды под контейнеры, павильоны, киоск, обеспечение охраны и сервисных услуг, сбор арендной платы за предоставление торговых площадей и сервисные  услуги.
   В настоящее время торгово-рыночный комплекс «Дордой» предоставляет рабочие места  свыше 30 тысячам человек. Примерно 27 тысяч занимаются непосредственно торговой деятельностью, 3 тысячи  заняты в сфере обслуживания (сотрудники администрации рынков  и службы охраны, грузчики, транспортировщики, водители, работники  общепита и т.д.). Деятельность торгово-рыночного комплекса также обеспечивает занятость частных перевозчиков и водителей частных маршрутных автобусов, численность которых по предварительной оценке колеблется от 200 до 300 человек.
   По опросам профсоюзной организации ТРК «Дордой» на иждивении каждого работающего на рынке находится в среднем два человека. С учетом иждивенцев, рабочие места на торгово-рыночном комплексе предоставляю средства к существованию около 600 тысяч человек. 
   Также вопросы занятости в торгово-рыночном комплексе имеет ярко выраженный гендерный аспект: 60% предпринимателей составляют женщины. 
   На рынке «Кара-Суу» занимаются предпринимательской деятельностью более 15 тысяч человек, среди которых не только граждане Кыргызстана, но и Узбекистана, Китая, Турции, Пакистана. 
   Основным вызовом для дальнейшего функционирование рыночных комплексов является существенные изменения в условиях торговли обусловленные созданием Таможенного союза. Политическая позиция Кыргызской Республики по вступлению в эту организацию уже обозначена. Однако пока, сроки вступления не определены. 
   В период до вступления в Таможенный союз важным видится процесс подготовки страны в целом и рыночных комплексов в частности к этому событию. Кроме того, исключительное значение приобретает возможность использования текущих возможностей торговых режимов в отношении Кыргызстана. Однако, очевидно, что время ориентирования на реэкспортные потоки  в развитии рыночных комплексов уходит. Кыргызстан уже не сможет обеспечивать столь привлекательный для реэкспорта товаров торговый режим.
   Таким образом, принципиальным вопросом для дальнейшего развития рынков является способность рынков приспособиться к изменившимся условиям. 
   Специфической проблемой для ТРК «Кара-Суу» является препятствия по свободному перемещению товарных потоков через границу с Узбекистаном. В настоящее время пограничный переход (через мост) на рынок «Кара-Суу» закрыт. Переход граждан разрешается только для посещения родственников. Осуществления торговой деятельности, или просто покупка-продажа товарами между гражданами прилегающих территорий запрещена с узбекской стороны.
   Одним из основных рисков является высокая конкурентная среда в регионе. Период товарного дефицита и малой конкуренции, давший мощный толчок развитию ТРК «Дордой» и «Кара-Суу» и других крупных рынков прошел - потребительский рынок перенасыщен. 
   В Узбекистане строятся крупные современные торгово-рыночные комплексы, открыты прямые рейсы Ташкент-Пекин, Ташкент – Урумчи, что способствует самообеспечению узбекского рынка. Данные меры приводят к снижению коммерческой привлекательности  ТРК «Дордой» и рынка «Кара-Суу».
   Основные проблемы, препятствующие развитию рынков:
· Существенные изменения условий торговли, делающие не рентабельными реэкспортные поставки;
·  Ограничения на границе с Узбекистаном, который является основным потребителем южного реэкспортного потока;
   Негативное влияние на конкурентоспособность отечественных рынков оказывают, существенные проблемы с которыми сталкиваются оптовые покупатели при прохождении  таможенных и пограничных постов.
   Учитывая, что торгово-рыночный комплекс развивался стихийно, торговые места на территории рынка не соответствуют современным требованиям, отсутствуют условия для продавцов и покупателей. Высокая степень раздробленности собственников ТРК приводит к отсутствию комплексного подхода к управлению рынками и его развитию. Это обстоятельство обуславливает тот факт, что за время существования обоих ТРК, в последнее время не было выработано ни одного комплексного плана развития.
   Основные проблемы рынков:
· неприспособленность подъездных дорог к торгово-рыночному комплексу к огромному количеству транспорта прибывающего на рынок, их чрезмерная перегруженность автотранспортом, изношенное состояние дорог;
·   недостаток необходимого количества парковочных мест;
·  существующая инфраструктура рынка «Кара-Суу» не соответствует требованиям пожарной безопасности, не соблюдаются санитарно-гигиеническое нормы, отсутствует вода обеспечение и канализация, проходы между рядами очень узкие и т.д.;
·   недостаточное соблюдение правопорядка на ТРК «Дордой» и «Кара-Суу»;
·   изношенное состояние существующих электросетей;
·  увеличение количества предпринимателей-нерезидентов кроме предпринимателей из стран СНГ, имеющих возможность завозить товары, закупленные непосредственно у производителей и реализовывать их по более низким ценам, что создает неравные условия конкуренции для отечественных предпринимателей.
· При снижении объемов торговли несоответствие ставки патента на занятие предпринимательской деятельности;
·     Высокая единая ставка совокупного таможенного платежа.
   Несмотря на негативные тенденции, отмеченные выше, наличие различных проблем внутреннего и внешнего характера, необходимо отметить конкурентные преимущества рыночных комплексов, которые могут позволить их сохранить и обеспечить дальнейшее развитие:
·    близкое, удобное расположение к рынкам Центрально-Азиатского региона;
·    либеральный торговый режим, действующий на территории Кыргызской Республики;
·    приемлемые цены на предоставляемые товары и услуги;
·    высокая пропускная способность;
·    наличие квалифицированных, «дешевых» трудовых ресурсов;
·    безвизовый режим  со странами основными торговыми партнерами;
·    отсутствие языкового барьера;
·   сформированная за 19 лет работы рыночного комплекса мощная зона притяжения покупателей со всего Кыргызстана и стран ближнего зарубежья.
   Исходя из имеющихся предпосылок и возможностей дальнейшего развития торгово-рыночного комплекса «Дордой» и рынка «Кара-Суу» и определены цель и задачи настоящей программы.
   Укрепление и повышение конкурентоспособности торгово-рыночного комплекса «Дордой» и рынка «Кара-Суу» в Центрально - Азиатском регионе, странах СНГ и дальнего зарубежья. Сохранение темпов роста торгового оборота и количества рабочих мест на рынках на уровне предыдущих лет.
   Для достижения поставленной цели требуется решение следующих задач:
.   расширение производственных и торговых возможностей ТРК «Дордой» и «Кара-Суу»;
·   совершенствование организационно-экономических условий развития ТРК «Дордой» и рынка «Кара-Суу», в т.ч.:
.  создание условий для роста кредитования и инвестирования в сфере торговли;
.  оптимизация фискальной политики;

Категория: Обсуждаем ! | Просмотров: 1445 | Добавил: Проф-Интал | Теги: праительство, дордой, Кара-Суу, киргизия, кыргызстан
Всего комментариев: 2
2 Наблюдатель  
Ни кто не спорит, что решать проблему трудоустройства и занятости необходимо на государственном уровне. Но ведь эта программа ГОСУДАРСТВЕННАЯ, так и готовить ее надо на четких расчетах, а не на догадках. Вы почитайте дальше: "...Из-за отсутствия статистического учета, информация о динамике торгового оборота на ТРК «Дордой» собиралась посредством наблюдений и опроса предпринимателей...."

Читаем далее и считаем: "...Объем оптовых продаж товаров на двух крупнейших рынках Кыргызстана за границу в 2008 г. оценивался в 2,7 млрд. долл. США...." что в среднем
составляет 124200,0 млн.сом, а в бюджет поступило всего 332,0 млн сом, что составляет 0.3% от объема.
Да у нас, действительно очень либеральная система налогообложения.

1 Наблюдатель  
"...Общая численность контейнеров, установленных на территории торгового комплекса, составляет около 17 000 штук..." И далее "...По данным Управления Государственной налоговой службы Кыргызской Республики по г.Бишкек, из общего числа контейнеров
установленных на трех рынках, входящих в состав ТРК «Дордой», постоянно в течении 2008 года работало в среднем не более 33%."
Возникает вопрос - Кто из ГНС, и главное на основании чего, предоставил такую инфу? На рынке "Дордой" взять контейнер в аренду проблема была всегда. Даже сегодня.

"...За 2010 год по ТРК «Дордой» выдано 88412 добровольных патентов на сумму 294,1 млн.сомов..." Произведем простые вычисления:
1. 88412 патентов в год / 12 месяцев = 7367 патентов в месяц, при наличии 17000 контейнеров.
Если всего работает 7367 предпринимателей на ТРК "Дордой", так зачем нам пудрить мозги цифрой 17000? Кстати, по данным ГНС: В 294,1 млн.с. год, сидят 100,0 млн.с. от 800
предпринимателей Китая, которые приобрели патенты, Итого остаток на 6567 предпринимателей КР. = 194,1 млн.с. в год.

В пункте 1.3 "Занятость", написано "В настоящее время торгово-рыночный комплекс «Дордой» предоставляет рабочие места свыше 30 тысячам человек. Примерно 27 тысяч занимаются непосредственно торговой деятельностью, 3 тысячи заняты в сфере обслуживания (сотрудники администрации рынков и службы охраны, грузчики, транспортировщики, водители, работники общепита и т.д.).
Деятельность торгово-рыночного комплекса также обеспечивает занятость частных перевозчиков и водителей частных маршрутных автобусов, численность которых по предварительной оценке колеблется от 200 до 300 человек."

Кто сможет пояснить этот нонсенс, теперь цифра вырастает до 27000? - На "Дордое" функционирует 7500 предпринимателей, по патенту, а 27 тысяч занимаются непосредственно торговой деятельностью.
194,1 млн.с. / 12 меясцев / 7500 патентов = 2160 сом - это средняя ставка патента.
Ну а если там не 7500 предпринимателей, а 27000, то 194,1 млн.с. / 12 меясцев / 2700
патентов = то стоимость 1 патента составляет 600 сом.

Естественный вопрос - авторы программы преукраксили цифру или ГНС не работает?
А ведь это все приводится в проекте Постановления Правительства КР!!!

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]