Главная » 2014 » Февраль » 13 » Кыргызстан: Торговая олигархия должна понимать, что эпоха большого реэкспорта закончилась
13:01
Кыргызстан: Торговая олигархия должна понимать, что эпоха большого реэкспорта закончилась
В Кыргызстане заинтересованные стороны продолжают активно обсуждать плюсы и минусы вступления страны в Таможенный союз. Обыватель по-прежнему не понимает, насколько необходима (или нежелательна) перспектива стать четвертым субъектом этого экономического объединения.

Эксперт Денис Бердаков считает, что нужно обсуждать не плюсы и минусы вступления в ТС. По его мнению, в первую очередь нам всем нужно понимать, что смена социально-экономической модели развития республики неизбежна. ИА «24.kg» предоставило Денису Бердакову возможность высказать свое мнение.

- В последнее время появилось много толкований относительно перспектив, сроков вступления или невступления Кыргызстана в Таможенный союз. Я попытаюсь обобщить ключевые факторы и моменты, которые необходимо учитывать для понимания и прогнозирования этого процесса и динамики его развития в ближайшие годы.

Главная проблема при обсуждении вхождения Кыргызстана в зону ТС в том, что дискуссия в ряде случаев идет на уровне кухонных разговоров. Говорят о плюсах и минусах. Однако считаю, что корректнее рассматривать вопрос через призму возможностей и рисков. В том числе рисков невступления.

За последние два десятилетия в Кыргызстане сложилась примерно следующая социально-экономическая модель. Республика стала реэкспортным центром перегонки товаров из Китая, Объединенных Арабских Эмиратов, Турции в страны СНГ и Восточной Европы. 9/10 всех товаров, проходивших через территорию КР, отправлялись дальше на реэкспорт. Государство имело свою долю в виде минимальной таможенной ставки (28 центов за 1 килограмм согласно упрощенной схеме растаможки) плюс, чего скрывать, откаты чиновникам. Даже минимальные таможенные сборы дали 36 миллиардов сомов в доходную часть бюджета Кыргызстана в 2013 году. Вся доходная часть государственного бюджета КР на 2013-й составила 96 миллиардов сомов. Также весомый вклад в экономику Кыргызстана вносят деньги трудовых мигрантов (около $2 миллиардов) и доходы от деятельности золоторудного месторождения Кумтор.

Эта модель позволяла жить государству (которое значительно слабее и финансово, и организационно, чем Россия, Казахстан, Узбекистан) и обществу, которое сформировалось под такую социально-экономическую модель на протяжении нулевых годов. Государство в лице клановой олигархии самоустранилось из экономики, насколько возможно согласно рыночной парадигме, но оставив себе ряд проверяющих функций, чтобы иметь доход с любого бизнеса в виде откатов. Слабая государственность устраивала всех участников дележки советского инфраструктурного наследия. Однако примерно с 2008 года в социально-экономической модели Кыргызстана стали появляться трещины. Во-первых, проблема возникла в реэкспортных потоках. Проблемы рынка «Дордой» начались в конце 2008-го с обвала ипотеки в Казахстане. С этого момента товарооборот «Дордоя» начал падать. В 2009 году начался мировой финансовый кризис, который тоже отразился на рынке и предпринимателях.

В начале 2010-го появилась информация о Таможенном союзе, и сразу начались проблемы с экспортом товаров за рубеж. Затем случились события 7 апреля 2010 года и последовавшее за ними закрытие границ Казахстана и Узбекистана. Конечно, это не могло не отразиться на наших рынках.

По мере развития бизнеса ряд российских и казахских оптовиков стал закупать товар напрямую в Китае, Турции и ОАЭ, отказавшись от услуг «Дордоя». По мере укрепления ТС в разы, а то и на порядок сократились оптовые закупки на наших рынках, так как теперь российским и казахским бизнесменам приходится платить в среднем до 4 евро за 1 килограмм груза, ввозимого с территории стран не Таможенного союза.

Давайте смотреть реалиям в глаза. Окончательно оптовый реэкспорт в Кыргызстане добьет завершение строительства Международного центра приграничного сотрудничества «Хоргос». Казахстан решил, что и он сможет зарабатывать на транзите китайских товаров, и активно создает для этого необходимую инфраструктуру. Сейчас уже построена до границы с РК новая ветка, подведенная до таможни «Хоргос». В Казахстане строится новая ветка со станции «Жетыген» (43 километра от станции «Алма-Ата-1») в сторону таможни «Хоргос». Транзитный коридор Западный Китай - Западная Европа должен заработать в полную силу уже в ближайшие годы.

Эпоха большого реэкспорта заканчивается для Кыргызстана в том или ином виде. Потоки товаров и услуг из Китая в Россию и Восточную Европу пойдут через территорию ТС напрямую.

Во-вторых, такая модель и тот уровень социальных услуг, которые существовали в Кыргызстане, были возможны благодаря тому огромному инфраструктурному советскому наследию в виде школ, больниц, заводов, ЛЭП, ГЭС, водопроводов, научных наработок и общего уровня образования. Многие технологические системы уже приблизились к своему пределу износа. Но в бюджете нет денег на инфраструктурные проекты, а имеющиеся активно «пилятся».

Вступление в Таможенный союз - это, по сути, смена социально-экономической модели развития. А это новые риски, новые возможности. Однако и не менять модель уже нельзя. Потому что если рассматривать ситуацию в свете вышеозначенных тенденций, то становится понятным, что период «базарной экономики» подходит к острому кризису. Поэтому рассматривать ситуацию через призму плюсов и минусов вступления в ТС непродуктивно. Для сохранения социально-политической стабильности и безопасности государства необходимо четко понимать: 1) Как заменить выпадение доходов населения и государства от реэкспорта? 2) На основе чего создавать новую инфраструктуру для комфортной жизнедеятельности общества?

И, уже исходя из имеющегося плана, рассматривать, какие риски вступления в Таможенный союз и Единое экономическое пространство Кыргызстан сможет преодолеть, какими возможностями сможет воспользоваться. И, самое главное, какие будут риски от неприсоединения КР к процессам Евразийской экономической интеграции.

Сам по себе ТС - это не рецепт решения экономических проблем для страны, а набор возможностей, которые можно реализовать при определенных усилиях.

Любой таможенный союз - это следующая ступень экономической интеграции после зоны свободной торговли. По сути, это форма коллективного протекционизма своих (а не реэкспортируемых) товаров от третьих государств, когда отменяются таможенные пошлины между странами - участницами подобных союзов, но применяются единый таможенный тариф и другие единые меры регулирования торговли товарами с третьими государствами. Это теоретическое понимание такого феномена, как Таможенный союз. На практике это означает, что Кыргызстан получит выгоды от вступления в ТС, если будет способствовать развитию своей промышленности. Реэкспортировать, конечно, выгоднее, но эпоха реэкспорта объективно канула в Лету. Свои рынки для реэкспорта чужих товаров страны Таможенного союза не отдадут.

Возможности, которыми потенциально Кыргызстан может воспользоваться при вступлении в ТС: расширение рынка сбыта товаров, произведенных на территории республики, что в принципе должно повысить инвестиционную привлекательность кыргызской экономики для размещения соответствующих производств на ее территории. Для наших производителей будут сняты технические и административные барьеры на границах для расширения номенклатуры и объемов экспортируемой агропродукции, стройматериалов и так далее.

Однако не стоит забывать, что это возможности и их нужно воплощать. Надо улучшать условия для ведения бизнеса, бороться с коррупцией, создавать инфраструктуру для бизнеса, и тогда возможности 170-миллионного рынка Таможенного союза дадут мощный стимул для развития новых производств в стране. Таможенный союз - это зона довольно жесткой конкуренции между крупными государственными и олигархическими корпорациями, и нашему госаппарату нужно будет четко отстаивать интересы нашего государства в этой борьбе.

Теперь о рисках Кыргызстана при невступлении в ТС. Главный - это отсутствие зоны роста для развития нашей экономики. Если мы не вступаем, то весь навар от реэкспорта уходит в Казахстан и Россию, а мы оказываемся запертыми между экономиками Китая, Турции и Ирана (с юга), которые продают нам свои товары, и Таможенным союзом с севера. Но при этом у нас не будет денег, которые мы имели бы от реэкспорта, чтобы поддерживать ту модель социально-экономического развития, которая сейчас умирает на наших глазах.

Не стоит забывать и о том, что если Кыргызстан откажется от вступления в ТС, то это приведет к повышению цен на нефтепродукты, ввозимые из России. До настоящего момента нефтепродукты ввозились и ввозятся по нулевой ставке таможенной пошлины. Однако российская сторона может и отказать нам в таких преференциях. А это приведет к повышению цен на ГСМ в 1,5 раза.

Вне Таможенного союза кыргызстанские производители не смогут конкурировать на рынках России, Казахстана и Беларуси. Так как ТС вводит жесткие требования к техническим регламентам, тем самым страны Таможенного союза ставят задачу по защите внутреннего рынка от некачественной продукции. В случае неприсоединения к ТС нашим предпринимателям придется нести дополнительные расходы, чтобы войти в зону объединения, искать посредников, которые будут реализовывать их товары на территории Таможенного союза, либо самим открывать там филиалы. И в первом, и во втором случаях это связано с дополнительными расходами, что приведет к повышению себестоимости продукции.

Таможенный союз и Единое экономическое пространство - реальность, существующая на наших границах. Хотим мы этого или нет, но она уже меняет нашу экономическую модель, значительно уменьшая количество людей, живущих за счет реэкспорта. Не вступая в ТС, мы закрываем себе путь к новой индустриализации и новым рынкам. Вступив, однако не проработав четкий план экономического развития страны и не создав госаппарат, направленный на развитие республики (хватит уже проедать советское наследие!), мы рискуем не получить тех возможностей, которые потенциально дает этот экономический союз.

13/02/14 09:45, Бишкек, Денис БЕРДАКОВ специально для ИА «24.kg»
Категория: Обсуждаем ! | Просмотров: 605 | Добавил: Проф-ОПК
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]