Главная » 2015 » Июнь » 2 » Идея трудового рабства населения получает новое развитие?
18:57
Идея трудового рабства населения получает новое развитие?

Идея трудового рабства населения получает новое развитие?

      С 1 января 2015 года в Беларуси вступил в силу очередной указ президента Лукашенко, касающийся сферы трудовых отношений. Видимо, бесправное положение, в котором работники страны оказались после фактически поголовного перевода декретом №29 на срочные трудовые контракты, показалось недостаточным. Поэтому декрет №5 «Об усилении требований к руководящим кадрам и работникам организаций» открывает и вовсе безграничный простор для произвола работодателей.

      Декрет, как говорится в его тексте, направлен на «повышение эффективности хозяйствования, обеспечение надлежащих условий труда в организациях государственной и частной форм собственности, повышение качества продукции (работ, услуг), совершенствование работы по подбору и расстановке руководящих кадров».
Фактически же он полностью уничтожает любые права на рабочем месте и гарантии занятости, и одновременно принуждает руководителей предприятий вводить подобный режим, устанавливая ответственность за нежелание по каким-либо причинам репрессировать своих подчиненных.
      Но взглянем на текст по пунктам.
      После некоторых общих положений, указывающих на необходимость повысить «эффективность хозяйствования» и т.д. и подчеркивающих, что обеспечение дисциплины труда и соответствующего требованиям состояния рабочих мест являются зоной ответственности руководителей предприятий, Декрет переходит непосредственно к мерам по обеспечению этой самой дисциплины.
      Статья 3 Декрета предоставляет руководителям организаций право лишать работников «нарушивших производственно-технологическую, исполнительскую или трудовую дисциплину» премий (полностью или частично) на срок до 12 месяцев. Если же нарушение дисциплины повлекло (или могло повлечь) ущерб для организации, работник может быть «незамедлительно отстранен от работы». В будущем данный ущерб (в пределах трех заработных плат) может быть по решению работодателя, без обращения в суд взыскан с работника путем ежемесячных удержаний. Нанесение ущерба в размере более «трех начисленных среднемесячных заработных плат работников Республики Беларусь» карается увольнением по причине грубого нарушения трудовых обязанностей с уведомлением профсоюза в день увольнения работника (при этом контекст заставляет предположить, что подразумевается дополнительный инструмент репрессий в лице подконтрольных властям «профсоюзных» организаций, а не возможность для человека получить защиту). Впрочем, работников, не допускающих нарушений, теперь разрешается по желанию руководства премировать в неограниченном размере за счет прибылей предприятия.

      Одновременно та же статья 3 разрешает работодателям «изменять существенные условия труда работника в связи с обоснованными производственными, организационными или экономическими причинами, предупредив об этом его письменно не позднее чем за семь календарных дней». О такой гибкости трудовых ресурсов работодатели в большинстве стран мира могут только мечтать! И все это – на основании единоличного президентского Декрета, никаких парламентских слушаний, никакой борьбы за пересмотр трудового законодательства!
      При этом все эти меры дисциплинарной ответственности могут применяться к работникам не только по усмотрению работодателя, но и по письменному требованию государственных органов, в том числе – местной исполнительной власти (статья 5). Эта мера безусловно и прямым текстом распространяется и на государственные, и на частные предприятия, и открывает непосредственную возможность для преследования неугодных и инакомыслящих.
      Однако, возможно, что не каждый руководитель захочет непременно репрессировать людей, в особенности – ценных работников. Чтобы стимулировать исполнительность руководства предприятий для них установлены свои меры ответственности, вплоть до увольнения, в том числе за «сокрытие (подмену) основания увольнения работника при наличии основания для его увольнения за совершение виновных действий» (статья 4). Т.е. требуется обеспечить не только увольнение человека, но и выдачу ему «волчьего билета».
      Это подтверждается и другими положениями Декрета. В частности, статья 6 вводит понятие «дискредитирующих обстоятельств увольнения», в число которых попадает 27 пунктов, в том числе открывающее необъятный простор для творчества определение «иное грубое нарушение работником трудовых обязанностей, признаваемое таковым в соответствии с настоящим Декретом и иными законодательными актами». На всякий случай тут же упоминаются и печально известные в качестве предлогов для репрессий «совершение аморального поступка, несовместимого с продолжением данной работы» (для работников системы образования и госслужащих), а также «разглашение коммерческой тайны» и «сведений, составляющих государственные секреты».
      Статья 11 продвигает и составление «черных списков», предоставляя нанимателям право обмениваться характеристиками на работников (в то время как Трудовой кодекс строго ограничивает такую практику), при этом статья 12 отдельно устанавливает ответственность за отказ в выдаче таких характеристик, нарушение срока их выдачи или предоставление недостоверных сведений. Статья 7 предписывает хранить документацию, связанную с увольнением по «дискредитирующим обстоятельствам», не менее пяти лет – таков в Беларуси срок погашения судимости за особо тяжкие преступления. Выходит, декрет приравнивает нарушителей трудовой дисциплины к уголовникам. Тут и до «закона о трех колосках» недалеко…

 Источник 

 

Категория: Обсуждаем ! | Просмотров: 1010 | Добавил: Проф-ОПК | Теги: правительство КР, Сариев, Трудовой кодекс
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]